С целью бесперебойной доставки поступающих грузов до мест назначения по морскому пути, порт открывает дорогу новым торговым отношениям по маршруту «Восток-Запад» и «Север-Юг». С этой целью предусмотрена интеграция порта с железными и автомобильными дорогами. Для осуществления быстрых и надежных услуг, которые является главной целью логистики, в составе порта размещены здания государственных служб. Таким образом здания миграционной и таможенной служб, а также здание управления железными дорогами скомпонованные в пределах порта, внесут большой вклад в более быструю доставку грузов до пунктов их назначения, двигающихся по маршруту через порт Туркменбаши.
Общая площадь порта составляет более 150 гектаров. Чтобы обеспечить приближение судов к причалу, была выполнена колоссальная работа по выемке порядка 10 миллионов кубометров грунта и углублению морского дна.
Общая протяжённость пристани шириной 20 метров составляет 3 тысячи 600 метров, что позволяет одновременно прибывать, отбывать и обслуживаться в порту нескольким грузовым и пассажирским судам.
Новый порт включает в себя паромный и пассажирский, контейнерный терминалы, терминалы генерального и навалочных грузов, а также судостроительный и судоремонтный завод «Балкан».
Кроме причальных гидротехнических сооружений в порту возведены многочисленные объекты береговой инфраструктуры, включая транспортное обеспечение: автодороги с эстакадными развязками общей протяженностью почти 4 тысячи метров и около 30 тысячи метров железнодорожных путей.
Общая пропускная способность нового порта составляет в среднем около 17 миллионов тонн грузов в год без учёта нефтепродуктов, в том числе 300 тысяч пассажиров, 75 тысяч грузовых машин, 400 тысяч контейнеров, 3 миллиона тонн навалочных и 4 миллиона тонн генеральных грузов.