В Махачкалинском порту имеется железнодорожная переправа – единственная российская переправа на Каспии, рассчитанная на паромы типа «Махачкала-1«, «Петровск» и «Советский Дагестан«. Ее производительность – более 20 тыс. вагонов в год. Главные железнодорожные пути, примыкающие к территории порта, имеют резерв пропускной способности до 10 млн. тонн грузов в год. В морском порту осуществляется обязательная лоцманская проводка и буксирное обеспечение судов. Кроме того, порт оказывает услуги по снабжению судов продовольствием, бункеровкой, пресной водой, приём с судов сточных и нефтесодержащих вод, сухого мусора и пищевых отходов, а также имеется возможность для проведения ремонта оборудования и водолазного осмотра судна.
Сегодня Махачкалинский торговый порт весьма интересен для грузополучателей и инвесторов – по своей сути порт является международным и одним из ключевых игроков в транспортном бизнесе на Каспии. Транспортировка через Махачкалинский порт каспийской нефти и перевозка грузов, формирующихся в Казахстане, Туркмении, Иране и других странах Каспийского региона, экономически выгодна и уменьшает сроки доставки грузов по коридору «Север — Юг».